В повседневной жизни нередко возникают различные вопросы, найти ответ на которые, даже имея под рукой нормативные документы, удается не всегда. И без разъяснений и комментариев компетентного специалиста здесь не обойтись. В данной рубрике соответствующие специалисты дают ответ на наиболее распространённые вопросы, так или иначе связанный с деятельностью Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
Ответ
Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации» (далее – Закон) разработан в целях совершенствования управления общим имуществом совместного домовладения, обеспечения надлежащей эксплуатации жилых домов.
В целях минимизации нарушения законодательства председателями правлений организаций застройщиков, товариществ собственников (далее – организации собственников), а также своевременного устранения таких нарушений, защиты прав граждан Законом вводится дополнительный механизм прекращения полномочий председателя правления организации собственников (ТС, ЖСПК) в случае неисполнения председателем своих обязанностей, установленных законодательством, неоднократного нарушения председателем правления организации собственников законодательства и необеспечение устранения таких нарушений.
Местные исполнительные и распорядительные органы наделяются правом выносить решение о необходимости аннулирования свидетельства о прохождении профессиональной аттестации. Без указанного свидетельства (истечение сроков действия или аннулирование) гражданин не вправе занимать должность председателя правления организации собственников.
Данный механизм вступит в силу с 6 июля 2024 г.
Со дня опубликования Закона гражданин может занимать должность председателя правления организации собственников только в одной организации собственников.
При этом предусмотрен переходный период. Так, срочные трудовые договоры, заключенные с председателями правления организаций собственников, будут действовать до истечения срока их действия, а трудовые договоры, заключенные на неопределенный срок, – в течение шести месяцев, но не более срока, на который был избран председатель правления.
Вводится обязанность товариществ собственников и организаций застройщиков, в случае осуществления обслуживания жилого дома собственными силами, получить аттестат соответствия (устанавливается Советом Министров Республики Беларусь). Данное нововведение позволит организациям собственников содержать необходимый для обслуживания штат работников, который может обеспечить надлежащее предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Организации собственников, ранее созданные не на смежных (соседних) участках, разбросанные по территории административно-территориальной единицы или республике, соответственно, не имеющие общего имущества, должны будут реорганизоваться или ликвидироваться. В таких случаях предусмотрен механизм упрощенной ликвидации организации собственников по решению местного исполнительного и распорядительного органа.
Также механизм упрощенной ликвидации организации собственников предусмотрен в случае, если организация собственников не осуществляет деятельность как юридическое лицо и не имеет председателя в течение трех месяцев и более. При этом меры по избранию председателя органами управления, в том числе самими гражданами не предпринимаются. Такая мера направлена, в первую очередь, на те организации собственников, которые много лет уже не осуществляют свою деятельность и находятся под управлением организаций ЖКХ, однако числятся как юридические лица в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В случае принятия местным исполкомом решения о ликвидации организации собственников, товарищество собственников не может быть повторно создано в течение трех лет с даты исключения организации застройщиков или товарищества собственников из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, Законом вводится единый порядок аккумулирования средств, вносимых гражданами на капитальный ремонт жилого дома. Так, предусматривается аккумулирование средств на капитальный ремонт на специальных счетах, открытых местными исполнительными и распорядительными органами для их последующего направления на капитальный ремонт жилых домов.
Нормы, регулирующие направление средств граждан, внесенных на капитальный ремонт жилого дома, вступили в силу с 6 января 2024 г.
Ранее собранные средства граждан и размещенные на счетах товариществ собственников могут быть перечислены в добровольном порядке на счета исполкомов в случае желания граждан быть включенными в график капитального ремонта с использованием средств бюджета. Также аккумулированные на счетах, вкладах (депозитах) денежные средства могут по решению общего собрания собственников направляться на капитальный ремонт в соответствии с законодательством.
Введению такого порядка предшествовало нецелевое расходование организациями собственников денежных средств граждан, также имеются случаи неполного перечисления средств капитального ремонта на счета организаций собственников или отсутствие таких счетов, вкладов (депозитов) в принципе, что приведет в будущем к невозможности проведения капитального ремонта в жилом доме.
Также проектом Закона регулируются некоторые иные вопросы совершенствования сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Проектом закона меняются подходы к назначению уполномоченного лица по управлению общим имуществом совместного домовладения (организации ЖКХ). Так, в целях исключения нарушений законодательства при приемке жилого дома в эксплуатацию со стороны застройщика или председателя правления организации собственников предлагается назначать уполномоченное лицо на стадии строительства многоквартирного жилого дома. При этом право собственников создать товарищество собственников в любой момент во введенном в эксплуатацию жилом доме остается.
В случае управления общим имуществом совместного домовладения уполномоченным лицом, ему предоставляется право в интересах собственников передавать общее имущество без проведения общего собрания. В том числе без проведения общего собрания будет передаваться инженерное оборудование, замененное полностью или частично за счет бюджетных средств, для его последующей переработки и возврату полученных средств в бюджет.
Ответ
Порядок пользования жилыми помещениями, содержания жилых, подсобных и вспомогательных помещений, общего имущества в жилых домах определен Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 (далее – Правила).
Границы эксплуатационной ответственности определены подпунктом 13.4 пункта 13 Правил. Так организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги обязаны проверять во вспомогательных помещениях техническое состояние конструктивных элементов и инженерных систем жилых домов, производить их профилактическое обслуживание и обеспечивать бесперебойную работу в том числе:
систем электроснабжения (сетей электроснабжения от вводного распределительного устройства до отключающей и защитной аппаратуры, установленной в индивидуальном этажном (квартирном) электрощитке, либо до контактного соединения ответвления электропроводки в квартиру группового этажного электрощитка, за исключением приборов индивидуального учета расхода электрической энергии);
электроплит (в части электробезопасной эксплуатации);
вентиляционных и дымовых каналов (шахт), за исключением внутриквартирных;
систем холодного и горячего водоснабжения (распределительных трубопроводов (стояков) и поэтажных, поквартирных отводов от них с установленной первой запорной арматурой (вентилями);
систем водоотведения (канализации) (общих канализационных стояков);
систем центрального отопления (при горизонтальном способе разводки – общих трубопроводов (стояков) и поэтажных, поквартирных отводов от них с установленной первой запорной арматурой (вентилями), при иных способах разводки - трубопроводов и отопительных приборов в жилых и подсобных помещениях; трубопроводов горячего водоснабжения (включая полотенцесушители, установленные в соответствии со строительным проектом здания).
Аналогичные нормы установлены и типовым договором на оказание услуги по техническому обслуживанию жилого дома, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 № 99.
В случае несоблюдения данных Правил необходимо обратиться в районные, городские исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах, которые в соответствии со ст. 9 Жилищного кодекса Республики Беларусь осуществляют контроль за эксплуатацией жилищного фонда (использованием по назначению жилищного фонда с систематическим осуществлением комплекса организационно-технических мероприятий по содержанию, техническому обслуживанию, техническому обслуживанию лифтов, текущему ремонту, капитальному ремонту жилых домов, иных капитальных строений (зданий, сооружений)).
Ответ
Согласно пункту 13 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г.
№ 571, в случае принятия наследства задолженность по плате за жилищно-коммунальные услуги и (или) плате за пользование жилым помещением погашают наследники в порядке, установленном в статье 1086 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
При этом плата за жилищно-коммунальные услуги, подлежащая внесению наследниками, принявшими жилое помещение в составе наследства, рассчитывается по субсидируемым тарифам для населения без начисления пеней до получения свидетельства о праве на наследство, но не более семи месяцев со дня открытия наследства.
Согласно статье 1086 Гражданского кодекса Республики Беларусь каждый из наследников, принявших наследство, отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему имущества.
Обязанностью собственника жилого помещения является внесение платы за жилищно-коммунальные услуги, а также платы за пользование жилым помещением и возмещения расходов на электроэнергию (статьи 29, 31 Жилищного кодекса Республики Беларусь).
После смерти собственника жилого помещения данная обязанность переходит в соответствии с нормами действующего законодательства к его наследникам.
Кроме того, такие услуги как техническое обслуживание лифта, санитарное состояние вспомогательных помещений и электроэнергия на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования осуществляются независимо от того, проживает человек в жилом помещении или нет.
Таким образом, Вы, как наследник жилого помещения, должны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги, плату за пользование жилым помещением и возмещение расходов на электроэнергию.
Ответ
Извещение о размере платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением (далее – извещение) имеет установленную форму в соответствии с постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 29.08.2014 № 17 и включает плату за основные жилищно-коммунальные услуги и дополнительные услуги, возмещаемые расходы, плату за пользование жилым помещением.
Включение в извещение расходов на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, за исключением лифтов, не противоречит действующему законодательству.
В случае не возмещения платежам населения затрат по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению, общее собрание членов организации застройщиков или товарищества собственников в соответствии со своей компетенцией может принять решение о возмещении убытков за счет дополнительных взносов ее членов. Размер, состав и порядок внесения дополнительных взносов определяются решением общего собрания.
Согласно нормам Жилищного кодекса членские, целевые и дополнительные взносы уплачиваются путем передачи денежных средств уполномоченному члену правления организации застройщиков или по желанию члена организации застройщиков путем перечисления денежных средств на текущий (расчетный) банковский счет этой организации.
Таким образом, включать в извещение взносы (членские, целевые, дополнительные и др.) неправомерно.
Ответ
Порядок начисления платы за жилищно-коммунальные услуги регламентирован Положением о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014
№ 571 (далее – Положение), которым предусмотрен единый подход
в начислении платы за жилищно-коммунальные услуги в отношении всех плательщиков жилищно-коммунальных услуг.
Так, в соответствии с пунктом 12 Положения плата за техническое обслуживание, газо-, электро- и теплоснабжение, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок, горячее водоснабжение вносится плательщиками жилищно-коммунальных услуг по установленным законодательством тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг, в случае наличия у плательщика жилищно-коммунальных услуг – гражданина в собственности и (или) во владении и пользовании одного или нескольких жилых помещений (долей в праве общей собственности на жилые помещения) и отсутствия в них (в одном из них) зарегистрированных по месту жительства граждан.
Для начисления платы за жилищно-коммунальные услуги по субсидируемым тарифам в жилом помещении должны быть зарегистрированные по месту жительства граждане.
Установив тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, которые значительно ниже фактических расходов, государством оказывается гражданам поддержка по их оплате, но лишь в пределах одного жилого помещения, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства.
Ответ
В соответствии с пунктом 34 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571 (далее – Положение), плата за теплоснабжение (отопление) жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, оборудованных приборами индивидуального учета (далее – ПИУ) расхода тепловой энергии или распределителями тепла на отопительных приборах, осуществляется за каждый истекший месяц отопительного периода по показаниям прибора группового учета расхода тепловой энергии либо на основании показаний ПИУ расхода тепловой энергии или распределителей тепла на отопительных приборах с учетом доли расхода тепловой энергии на теплоснабжение (отопление) вспомогательных помещений в соответствии с заключенными договорами. В случае осуществления платы по показаниям приборов группового учета расхода тепловой энергии после окончания отопительного периода производится перерасчет платы исходя из показаний ПИУ расхода тепловой энергии или распределителей тепла на отопительных приборах в порядке, определяемом МЖКХ.
В соответствии с пунктом 40 Положения плата за услуги теплоснабжения жилых, встроенных (пристроенных) нежилых помещений многоквартирного жилого дома, оборудованных ПИУ или распределителями тепла на отопительных приборах, производится в соответствии с договорными отношениями между исполнителями и плательщиками жилищно-коммунальных услуг исходя из фактического потребления тепловой энергии и соответствующих тарифов.
Таким образом, порядок внесения платы за теплоснабжение (отопление) жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, оборудованных ПИУ расхода тепловой энергии или распределителями тепла на отопительных приборах, определяется условиями договора, заключенного между расчетно-сервисной организацией и плательщиками услуг теплоснабжения, а расчет такой платы может осуществляться как ежемесячно за каждый истекший месяц отопительного периода, так и после окончания отопительного периода.
Ответ
Положением о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571, определено, что плата за жилищно-коммунальные услуги вносится плательщиками жилищно-коммунальных услуг по установленным законодательством тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг, в случае использования жилого помещения в соответствии с законодательством для местонахождения частного унитарного предприятия, за исключением случая, если собственник жилого помещения не является учредителем данного предприятия и в отношении собственника имущества данного предприятия возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
Ответ
В соответствие с пунктом 18 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г.
№ 571 (далее – Положение) плата за техническое обслуживание в жилом доме вносится плательщиками жилищно-коммунальных услуг ежемесячно соразмерно общей площади принадлежащих им и (или) занимаемых ими жилых и (или) нежилых помещений по тарифам на услуги по техническому обслуживанию жилых домов.
В соответствии с пунктом 19.2 Положения плата за техническое обслуживание нежилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, осуществляется плательщиками жилищно-коммунальных услуг соразмерно общей площади принадлежащих им нежилых помещений по тарифу, обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание этой услуги.
Пунктом 24 Положения определено, что плата за капитальный ремонт в многоквартирном жилом доме вносится плательщиком жилищно-коммунальных услуг ежемесячно для возмещения затрат по капитальному ремонту в доле, соразмерной общей площади принадлежащих и (или) занимаемых нежилых помещений - по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат.
Таким образом, в отношении нежилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, плата за техническое обслуживание и капитальный ремонт вносится плательщиками соразмерно общей площади принадлежащих и (или) занимаемых нежилых помещений, по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» тарифы на техническое обслуживание жилого дома и капитальный ремонт жилого дома устанавливаются облисполкомами и Минским горисполкомом (по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь).
Ответ
Пунктом 10 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571, предусмотрено, что плата за услуги газо- и электроснабжения осуществляется по субсидируемым тарифам для населения без применения установленного порядка взимания дифференцированной платы за услуги газо- и электроснабжения в зависимости от объема потребления многодетными семьями, а также опекунскими, приемными семьями, воспитывающими троих и более несовершеннолетних детей с учетом родных и приемных детей, и детскими домами семейного типа.
Ответ
Согласно пункту 1 статьи 147 Жилищного кодекса (далее – ЖК) участники совместного домовладения обязаны нести расходы по эксплуатации общего имущества совместного домовладения в порядке, предусмотренном законодательством.
Лифт относится к инженерным системам жилого дома и является общим имуществом совместного домовладения, а его техническое обслуживание – это основная жилищно-коммунальная услуга, обеспечивающая безопасность не только поездок граждан, но и их проживания в доме.
Техническое обслуживание лифта, как и любого оборудования, проводится в соответствии с определенным регламентом, в том числе с рекомендациями завода-изготовителя.
Порядок начисления платы за жилищно-коммунальные услуги определен Положением о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (далее – Положение), согласно пункту 50 которого плата за техническое обслуживание лифта вносится плательщиками жилищно-коммунальных услуг в отношении жилых и (или) нежилых помещений, находящихся на этаже, на котором расположена вторая остановочная площадка лифта, и выше, с учетом конструктивных особенностей расположения остановочных площадок лифта ежемесячно по тарифам на услугу по техническому обслуживанию лифта, устанавливаемым в соответствии с законодательными актами, соразмерно общей площади принадлежащих им и (или) занимаемых ими жилых и (или) нежилых помещений, за исключением доли, приходящейся в отношении граждан, которые по состоянию здоровья не могут пользоваться лифтом, по перечню, устанавливаемому Министерством здравоохранения.
Также Положением предусмотрен порядок начисления платы за эту услугу при наличии в жилых домах конструктивных особенностей расположения остановочных площадок лифта.
Таким образом, Положением определено, что плата за пользование лифтом взимается не с граждан, проживающих на втором этаже многоквартирного жилого дома, а с граждан, проживающих на этаже, на котором расположена вторая остановочная площадка лифта и работает кнопка вызова лифта, и выше.
Ответ
Согласно нормам Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014г. № 571 плата за услуги водоснабжения, водоотведения (канализации) в многоквартирных жилых домах (жилых и нежилых помещениях), не оснащенных приборами индивидуального учета расхода воды, взимается с плательщиков жилищно-коммунальных услуг исходя из норм (нормативов) потребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами, по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат.
При отсутствии проживающих (зарегистрированных по месту жительства) граждан количество израсходованной воды в жилых помещениях, не оснащенных приборами индивидуального учета расхода воды, определяется исходя из норм (нормативов) потребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами, и условного количества граждан, определенного путем деления общей площади жилого помещения на 20 кв. метров с учетом округления в меньшую сторону до целого числа.
На основании вышеизложенного, в случае отсутствия прибора индивидуального учета расхода воды и зарегистрированных граждан в жилом помещении начисление платы за водоснабжение в таком случае осуществляется на основании норм водопотребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами, условного количества граждан и тарифа, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат.
Ответ
Согласно пункту 52 Положения о порядке расчета и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014г. № 571 (далее – Положение), плата за обращение с твердыми коммунальными отходами в отношении жилых помещений (долей в праве общей собственности на жилое помещение), находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании плательщиков жилищно-коммунальных услуг, в которых отсутствуют зарегистрированные по месту жительства граждане, вносится исходя из норматива образования твердых коммунальных отходов на одного плательщика жилищно-коммунальных услуг по субсидируемым тарифам для населения.
Учитывая вышеизложенное, так как в жилом помещении (квартире) отсутствуют зарегистрированные по месту жительства граждане, начисление платы за обращение с твердыми коммунальными отходами осуществляется собственнику жилого помещения в соответствии с пунктом 52 Положения.
Ответ
В соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь
(далее – ЖК) услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к основным жилищно-коммунальным услугам.
Потребитель обязан заключить договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг, подготовленный и представленный исполнителем, за исключением случая, когда потребитель письменно отказался от заключения такого договора и неоказание соответствующих основных жилищно-коммунальных услуг этому потребителю технически возможно
(статья 15 Закона Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»).
Вместе с тем отказ от заключения договора не освобождает собственника жилого помещения от внесения платы за фактически оказанные основные жилищно-коммунальных услуги (пункт 5 статьи 29 ЖК).
Типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».
При этом заключение договора является для потребителей жилищно-коммунальных услуг гарантией защиты своих прав в случае оказания этой услуги с недостатками либо ее неоказания.
Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается потребителям в обязательном порядке и носит непрерывный характер независимо от наличия либо отсутствия мусора у конкретного потребителя.
Вместе с тем Положением о порядке расчетов и внесения платы
за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571, установлено, что плата за обращение с твердыми коммунальными отходами в отношении одноквартирных, блокированных жилых домов, в которых отсутствуют зарегистрированные по месту жительства и по месту пребывания, а также заключившие договоры найма или договоры лизинга жилого помещения без регистрации граждане, не взимается в случае, если плательщик жилищно-коммунальных услуг письменно обратился с заявлением в организацию, предоставляющую данную услугу или осуществляющую учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями, о приостановлении оказания услуги по обращению
с твердыми коммунальными отходами с указанием периода, но
не более 6 месяцев в календарном году.
Ответ
Поясните:
- как будет осуществляться начисление платы за жилищно-коммунальные услуги в случае, если она подарит эту квартиру мне и останется одна в ней проживать;
- будут ли ей в этом случае предоставляться льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги?
- Согласно пункту 12 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (далее – Положение), при наличии у плательщика жилищно-коммунальных услуг - гражданина в собственности и (или) во владении и пользовании одного или нескольких жилых помещений (долей в праве общей собственности на жилые помещения) и отсутствия в них (в одном из них) зарегистрированных по месту жительства граждан, за исключением случаев, указанных в пунктах 12-2 и 13-1, абзацах третьем - девятом подпункта 19.1 пункта 19 , пункте 36 , части первой пункта 44 , части первой пункта 45 Положения, плата за техническое обслуживание, газо-, электро- и теплоснабжение, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок, горячее водоснабжение вносится плательщиками жилищно-коммунальных услуг по установленным законодательством тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг.
Таким образом, если в данном жилом помещении бабушка будет зарегистрирована по месту жительства, то начисление платы жилищно-коммунальные услуги будет производиться по субсидируемым тарифам для населения.
Начисление платы за водоснабжение, водоотведение (канализацию) исходя из объема потребленной воды и тарифов, установленных в соответствии с законодательными актами, за обращение с твердыми коммунальными отходами исходя из норматива образования твердых коммунальных отходов, утвержденного местным исполнительным и распорядительным органом, осуществляется гражданам, зарегистрированным по месту жительства по субсидируемым тарифам для населения.
- Пункт 7 Положения предусматривает льготы по плате за жилищно-коммунальные услуги (техническое обслуживание, техническое обслуживание лифта, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализацию), газо-, электро- и теплоснабжение, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок, обращение с твердыми коммунальными отходами) и плате за пользование жилым помещением плательщикам жилищно-коммунальных услуг и (или) иным гражданам, зарегистрированным по месту жительства(или месту пребывания по выбору плательщика жилищно-коммунальных услуг и (или) иного гражданина в части предоставления льгот по плате за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализацию), электроснабжение (с учетом части первой пункта 44 Положения), обращение с твердыми коммунальными отходами) в жилом помещении плательщика жилищно-коммунальных услуг, имеющим право на льготы по таким платам, предоставляются в соответствии со статьей 16 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»
Так, инвалиды I или II группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют право на 50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения и право на 50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание лифта и коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок) по установленным в соответствии с законодательством субсидируемым государством тарифам (ценам) для населения в пределах утвержденных норм потребления.
При этом Положением предусмотрено предоставление льгот гражданам по месту жительства со дня подачи ими заявления исходя из начисления платы за жилищно-коммунальные услуги только по субсидируемым тарифам для населения, установленным в соответствии с законодательством.
Таким образом, так как Ваша бабушка будет проживать отдельно от трудоспособных членов семьи, обязанных по закону ее содержать, то она будет иметь право на льготы по плате за жилищно-коммунальные услуги.
Ответ
Положением о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (далее – Положение), определен порядок начисления платы за услуги горячего водоснабжения (подогрев воды).
Установленный порядок расчетов с гражданами за подогрев воды учитывает расход тепловой энергии, как на подогрев воды, так и отданной регистрами полотенцесушителей в ванных комнатах.
При разработке Положения совместно со всеми заинтересованными органами государственного управления прорабатывался вопрос определения количества тепловой энергии, потребляемой полотенцесушителями. Однако было признано нецелесообразным установление расчетного норматива расхода тепловой энергии на обогрев ванных комнат полотенцесушителями.
Ответ
Пунктом 18 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571, определено, что начисление платы за техническое обслуживание жилого дома плательщикам жилищно-коммунальных услуг осуществляется соразмерно общей площади принадлежащих им и (или) занимаемых ими жилых и (или) нежилых помещений по тарифам на услуги по техническому обслуживанию жилых домов.
Ответ
Положение о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (далее – Положение), регулирует вопросы расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги по жилищному фонду независимо от его формы собственности, а также платы за пользование жилыми помещениями только государственного жилищного фонда.
Таким образом, при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги гражданам независимо от того, в каком доме они проживают (обслуживаемом организаций жилищно-коммунального хозяйства, товариществом собственников, организацией застройщиков, др.) необходимо соблюдать нормы указанного Положения.
Пунктом 3 Положения установлено, что плата за жилищно-коммунальные услуги и плата за пользование жилым помещением вносится за каждый истекший месяц не позднее 25-го числа следующего за ним месяца на основании извещения по форме, установленной Министерством жилищно-коммунального хозяйства.
Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 29 августа 2014 г. № 17 «Об установлении формы извещения о размере платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением» утверждена форма извещения о размере платы за жилищно-коммунальные услуги. Основным новшеством в данном извещении является четкое разграничение основных и дополнительных жилищно-коммунальных услуг. При этом дополнительные услуги могут быть включены в извещение только при условии заключенного договора на их оказание.
Ответ
Согласно нормам Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (далее – Положение), начисление платы по субсидируемым тарифам для населения за жилищно-коммунальные услуги осуществляется гражданам, зарегистрированным по месту жительства в жилом помещении.
Данная норма обусловлена тем, что, установив тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, которые значительно ниже фактических расходов, государством оказывается гражданам своего рода поддержка по их оплате. Вместе с тем данная поддержка определена лишь в пределах определенных норм (нормативов) и только в одном жилом помещении, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства, что, в свою очередь, способствует нормированию распределения бюджетных средств, устанавливая социальную справедливость в оплате жилищно-коммунальных услуг. При этом граждан не ограничивают ни в выборе места жительства, ни в правах собственности на жилые помещения и осуществления сделок с ними.
Согласно пункту 12 Положения плата за техническое обслуживание, газо-, электро- и теплоснабжение, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок, горячее водоснабжение вносится плательщиками жилищно-коммунальных услуг по установленным законодательством тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг, в случае наличия у плательщика жилищно-коммунальных услуг - гражданина в собственности и (или) во владении и пользовании одного или нескольких жилых помещений (долей в праве общей собственности на жилые помещения) и отсутствия в них (в одном из них) зарегистрированных по месту жительства граждан.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, при отсутствии в жилом помещении граждан, зарегистрированных по месту жительства, начисление платы за жилищно-коммунальные услуги производится по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.
Ответ
Положением о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (далее – Положение), определен порядок начисления платы за услуги горячего водоснабжения (подогрева воды) и теплоснабжения (отопления) в случае отсутствия приборов группового учета расхода тепловой энергии.
Так, согласно пункту 37 Положения начисление платы за услуги горячего водоснабжения (подогрева воды) начисляется исходя из средних нормативов расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. метра воды.
В случае недобора (перебора) платы с плательщиков жилищно-коммунальных услуг за горячее водоснабжение (подогрев воды), проживающих в многоквартирных жилых домах, не оборудованных прибором группового учета расхода тепловой энергии на подогрев воды, за период с сентября прошедшего года по август отчетного года включительно исполнителем в сентябре каждого года производится перерасчет платы по нормативам фактического расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. метра воды, утверждаемым местными исполнительными и распорядительными органами.
Согласно пункту 39 Положения при отсутствии в многоквартирном жилом доме прибора группового учета расхода тепловой энергии расчет количества тепловой энергии на отопление жилых помещений производится исполнителем исходя из общей площади этих помещений и средних нормативов расхода тепловой энергии на отопление 1 кв. метра их общей площади.
В случае недобора (перебора) платы с плательщиков жилищно-коммунальных услуг за услуги теплоснабжения (отопления) жилых помещений в многоквартирных жилых домах, не оборудованных приборами группового учета, в течение отопительного периода исполнителем в мае каждого года производится перерасчет платы по нормативам фактического расхода тепловой энергии на отопление 1 кв. метра общей площади жилых помещений на отопительный период, утверждаемым местными исполнительными и распорядительными органами.
Ответ
Статьей 30 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее – ЖК) определен исчерпывающий перечень основных жилищно-коммунальных услуг
Плата за дополнительные жилищно-коммунальные услуги включает в себя плату за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые дополнительно к основным жилищно-коммунальным услугам в соответствии с договорами на оказание дополнительных жилищно-коммунальных услуг.
Перечень жилищно-коммунальных услуг утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 № 99. Их всего пять: установка и (или) техническое обслуживание запорно-переговорных устройств жилого дома; установка и (или) техническое обслуживание систем видеонаблюдения за жилым домом и придомовой территорией; организация работы и содержание вахтеров (консьержей) в многоквартирном жилом доме; аренда и (или) замена напольных грязезащитных ковровых покрытий; обустройство придомовых территорий элементами озеленения, благоустройства и их дальнейшее содержание.
Согласно статье 166 ЖК в случае пользования участниками совместного домовладения дополнительными жилищно-коммунальными услугами решением общего собрания участников совместного домовладения устанавливается порядок пользования этими услугами и распределения между ними расходов по их предоставлению. При этом любой участник совместного домовладения вправе отказаться от получения дополнительных жилищно-коммунальных услуг и не оплачивать их.
Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 29.08.2014 № 17 «Об установлении формы извещения о размере платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением» усовершенствована форма извещения о размере платы за жилищно-коммунальные услуги. Основным новшеством в данном извещении является четкое разграничение основных и дополнительных жилищно-коммунальных услуг. При этом дополнительные услуги могут быть включены в извещение только при условии заключенного договора на их оказание.
Таким образом, дополнительные жилищно-коммунальные услуги могут быть оказаны гражданину-плательщику жилищно-коммунальных услуг и оплачены им только после заключения соответствующих договоров на оказание каждой дополнительной услуги. Понуждение к оказанию дополнительных услуг, а также включение платы за дополнительные жилищно-коммунальные услуги без заключения соответствующих договоров в извещение о размере платы за жилищно-коммунальные услуги является нарушением действующего законодательства.
Ответ
Положением о порядке перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг и приостановления (возобновления) предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2005 г. № 1466 (далее – Положение о перерасчете), установлен порядок перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг (обращение с твердыми коммунальными отходами, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), газоснабжение) при отсутствии у потребителей приборов индивидуального учета расхода воды и газа, а также возмещение расходов на электроэнергию, потребляемую на работу лифта, в случае если гражданин выехал из постоянного места жительства на срок свыше 10 суток подряд по основаниям согласно приложению 1 к Положению о перерасчете (в том числе в случае лечения в больнице).
Положением о перерасчете не предусмотрено освобождение граждан от платы за техническое обслуживание лифта, санитарное состояние вспомогательных помещений и электроэнергию на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования.
Перерасчету платы подлежат те коммунальные услуги, которые можно измерить в натуральных величинах и потребление которых варьируется каждый расчетный период (каждый месяц), т.е. потребители данных коммунальных услуг оплачивают фактическое потребление этих услуг.
Ответ
Положение об общежитиях, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 апреля 2013 г. № 269 (далее – Положения об общежитиях), определяет порядок предоставления жилых помещений в общежитиях, владения и пользования ими, заключения договора найма жилого помещения, основные права и обязанности сторон по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 54 Положения об общежитиях, убытки, связанные с содержанием общежитий и не возмещаемые платежами проживающих в них граждан, компенсируются государственными организациями, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилое помещение в общежитии, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством.
К иным источникам возмещения убытков относятся:
средства местного бюджета, которые выделяются на возмещение убытков по содержанию забронированных жилых помещений в общежитии до заключения договора найма;
бюджетные ассигнования, которые выделяются на возмещение части затрат на ЖКУ, оказываемые населению, проживающему в не обслуживаемом организациями жилищно-коммунального хозяйства жилищном фонде;
средства организаций негосударственной формы собственности, по ходатайству которых их работникам предоставлены жилые помещения в общежитии.
Законодательством не предусмотрено, что с нанимателей независимо от их волеизъявления можно взимать платежи для погашения убытков, связанных с содержанием общежитий.
Таким образом, законодательством возмещение убытков предусмотрено только организациями, в ведении которых находится общежитие, либо организациями, ходатайствующими о предоставлении жилого помещения в общежитии, возмещение убытков гражданами, проживающими в общежитии, не предусмотрено.
Ответ
В соответствии с Жилищным кодексом Республики Беларусь (далее – ЖК) дополнительный взнос - денежные средства, вносимые членом организации застройщиков, товарищества собственников для покрытия убытков организации застройщиков.
Так, в случае не возмещения платежами населения и иными источниками, предусмотренными законодательством (субсидии из бюджета, возмещение части затрат по оказываемым населению коммунальным услугам за счет тарифов на коммунальные услуги для юридических лиц, арендная плата, средства по договорам, заключенным с организациями, об участии в расходах по содержанию жилищного фонда, пеня, комиссионное вознаграждение за сбор жилищно-коммунальных платежей, проценты банка за размещение временно свободных средств на депозитных и других счетах (кроме процентов, поступающих на счет, предназначенный для аккумулирования отчислений на капитальный ремонт жилищного фонда) - для организаций жилищно-коммунального хозяйства, не входящих в систему Министерства жилищно-коммунального хозяйства), затрат по оказанию жилищно-коммунальных услуг общее собрание членов организации застройщиков в соответствии со своей компетенцией может принять решение о возмещении убытков за счет дополнительных взносов ее членов. Размер, состав и порядок внесения дополнительных взносов определяются уставом организации застройщиков.
При этом обращаем внимание, что в соответствии со статьей 203 ЖК дополнительные взносы уплачиваются путем передачи денежных средств уполномоченному члену правления организации застройщиков или по желанию члена организации застройщиков путем перечисления денежных средств на текущий (расчетный) банковский счет этой организации.
Общее собрание членов организации застройщиков имеет право решать вопросы, которые отнесены к исключительной компетенции правления организации застройщиков.
Справочно. Статьей 188 ЖК определена исключительная компетенция общего собрания (собрания уполномоченных) членов организации застройщиков.
Определение порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги не входит в компетенцию общего собрания организации застройщиков.
При этом в компетенцию собрания входит установление размера обязательных платежей и взносов членов организации застройщиков.
Решение общего собрания (собрания уполномоченных) членов организации застройщиков, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех членов организации застройщиков, а также для граждан, проживающих в жилом доме этой организации, граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих в собственности объекты недвижимого имущества, но не являющихся ее членами.
Ответ
Пункт 7 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571, предусматривает льготы по плате за жилищно-коммунальные услуги (техническое обслуживание, техническое обслуживание лифта, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализацию), газо-, электро- и теплоснабжение, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок, обращение с твердыми коммунальными отходами) и плате за пользование жилым помещением плательщикам жилищно-коммунальных услуг и (или) иным гражданам, зарегистрированным по месту жительства (или месту пребывания по выбору плательщика жилищно-коммунальных услуг и (или) иного гражданина в части предоставления льгот по плате за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализацию), электроснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами) в жилом помещении плательщика жилищно-коммунальных услуг, имеющим право на льготы по таким платам, предоставляются в соответствии со статьей 16 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».
При этом вышеуказанные льготы предоставляются гражданам со дня подачи ими заявления.